Список форумов » Практика поиска » Итоги поисковых выходов

 


Начать новую тему Ответить на тему
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт 13 мар, 2012 11:54
  

Gautama
Пользователь: #4035
Зарегистрирован: 2009-08-02
Сообщений: 1755
Откуда: Западная Сибирь
Медали : 3
более 7 лет на форуме (1) Репутация 100 (1) Золото (1)


Пункты репутации: 215
ранг 100ранг 100ранг 100
В научной литературе пользуется популярностью гипотеза, что в образе сихиртя отражены воспоминания ненцев о досамодийском населении тундры. Для ненцев сихиртя-мифический народ, как для нас гномы. Правда есть ненецкий род хантыйского происхождения Няданги (Нядынги), возможно, связано с названием р. Надым. По всей видимости, в основе гидронима лежит ненецкое Нады-ям ‘богатое, обильное место’ или Няда-ям ‘ягельная река’ [Матвеев 1997: 77].
По преданиям лесных ненцев, Нядынги (Нятунки) — это был
род «сегиртей» (сихиртя), люди, питавшиеся только оленьим
мхом-нята [Турутина 2004: 33]. Опять-же -бездоказательно. В общем вопрос меня сильно когда-то занимал, но информация действительно скудная и каких-то материальных свидетельств видеть не доводилось. В общем-то на Ямал (самодийские племена) попали только в первом тысячелетии н. э., т.к. были вытеснены тюрками из пределов Саянского нагорья к северу. (Теория Фишера — Кастрена) Где они успешно ассимилировали местных аборигенов-сихиртя. (Теория Г. Н. Прокофьева)

_________________
Делай что должно, и будь что будет!


          Вернуться наверх  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт 13 мар, 2012 16:08
  

Kosmos
Пользователь: #2827
Зарегистрирован: 2009-01-11
Сообщений: 11349
Откуда: Сарай
Медали : 3
более 5 лет на форуме (1) Репутация 100 (1) Лучший модератор (1)


Пункты репутации: 358
ранг 100ранг 100ранг 100ранг 100
Сихиртя, Сиртя попались мне на глаза в далеком 1989 в журнале Вокруг Света, язык написания "Харьюзова ручья" чем то напомнил мне произведение ТС, вот начало той повести http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4169/ , продолжение там же в следущем номере .

_________________
Не судите человека, пока не проходили две луны в его мокасинах !!!
Воспринимайте события спокойно, не пытаясь обращать всю силу вашего возмущения на те аспекты внешнего мира, которые вас не вполне устраивают.
Улыбнитесь миру и мир улыбнется Вам !


          Вернуться наверх  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт 13 мар, 2012 17:43
  

Змей Горыныч
Пользователь: #1195
Зарегистрирован: 2008-03-21
Сообщений: 5456
Откуда: ленинградская область
Медали : 3
более 7 лет на форуме (1) Репутация 500 (1) Золото (1)


Пункты репутации: 921
ранг 100ранг 100ранг 100ранг 100ранг 100ранг 100ранг 100ранг 100ранг 100ранг 100
Вот окончание, если ссылка поставиться:
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4199/

_________________
Если боишься, то не делай. Если делаешь, не бойся!


          Вернуться наверх  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт 22 мар, 2012 19:52
  

Razan
Пользователь: #4025
Зарегистрирован: 2009-07-31
Сообщений: 50
Откуда: ХМАО-ЮГРА
Медали : 1
более 5 лет на форуме (1)


Пункты репутации: 5
нет репутации
По легендам, сихиртя запрягали в нарты собак, а одежду сшивали нитями из собачьих сухожилий. Иногда они предстают охотниками на морского зверя или дикого оленя. Иногда выглядят рыболовами, применявшими не совсем обычные снасти — например, сети, оснащенные цветными балберами (поплавками) и каменными грузилами.

Чаще всего встречи ненцев с сихиртя происходили именно у рыболовных озер, где они поочередно похищали друг у друга уловы, причем ненцы рыбачили днем, а сихиртя ночью.

В отношении ненцев к сихиртя нет враждебности, в ряде случаев встречи с ними расценивались даже как счастливая примета. Существует немало преданий о женитьбе ненцев на сихиртя, об их взаимопомощи в борьбе с врагами и злыми силами. По другим рассказам, сихиртя могли украсть детей (если те допоздна продолжали игры вне чума), наслать порчу на человека или просто напугать его. Встречаются упоминания военных столкновениях ненцев с сихиртя, при этом последние отличались не столько ратной доблестью, сколько умением неожиданно скрыться и внезапно появиться вновь. Ненцы относили эти умения к шаманским дарованиям сихиртя.

По легендам, в незапамятные времена сихиртя пришли на Ямал изза моря. Снача-ла они поселились на острове, а затем, когда его берега стали обрушиваться под ударами штормов, переправились на полуостров. Конец "эры сихиртя" и наступление "эпохи ненцев" ("людей") подробно описывается в ярабц' "Няхар" Сихиртя" (сказитель Пак Худи). Вкратце содержание мифа таково.

На Лад яра Саля (Мысу с песчаной вершиной) находится стойбище трех братьев-сихиртя, с которыми живет их сестра. Однажды к ним прибывают посланники владыки нижнего мира Нга с требованием отдать ему в жены девушку сихиртя. Получив отказ, Нга сокрушает землю — в небе сходятся черная и белая тучи, раздается удар грома, перевернувший Лад яра Саля вверх дном. Лишь девушка сихиртя чудом уцелела, оставшись в беспамятстве лежать на нарте. Очнувшись, она обнаруживает, что чумы ее братьев погрузились под землю, и отныне им уготована жизнь в сопках.

В дальнейшем героине удается извлечь из-под земли трех своих племянников и при их участии восстановить жизнь на Лад яра Саля. Первенствующую роль в этом сыграл Мандо мянг — герой, пришедший на семисаженных лыжах со стороны восхода солнца. В конце концов, главные стихии мира — небо, вода и подземелье — признают могущество новых героев и подчиняются им. Так рождаются ненецкие боги.

Перерождение героев-сихиртя в ненецких богов можно считать свидетельством преемственности двух культурных традиций. Что касается "переворота земли", то в нем видится символическое описание действительного потрясения — или природно-климатического кризиса, или военных баталий. В других сказаниях причиной ухода сихиртя под землю называется нашествие ненцев-оленеводов. Вероятно, и упадок хозяйства, связанный с истощением охотничьих угодий, и межэтнические конфликты сыграли свою роль в исчезновении ("уходе под землю") сихиртя.

Вместе с тем несомненно, что часть сихиртя влилась в состав ненцев. Другими словами, сихиртя — не только предшественники, но отчасти и предки ненцев (большую часть которых составили выходцы из приобско-уральской тайги). Вполне возможно, что ненцы унаследовали от сихиртя некоторые хозяйственно-культурные традиции (приемы охоты на морского зверя, рыболовства, религиозные представления). Следует также иметь в виду, что за собирательным фольклорным образом "сихиртя" скрывается огромная эпоха до-оленеводческой истории Ямала, протяженность которой измеряется несколькими тыся-челетиями. За это время произошло немало миграций, войн, культурных изменений. Поэтому сегодняшний разговор о сихиртя — лишь первый шаг к познанию ямальских древностей.

Головнев А.В., Зайцев Г.С., Прибыльский Ю.П.

История Ямала. Тобольск: ЯрСале, 1994, с. 1214.


          Вернуться наверх  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт 23 мар, 2012 12:14
  

Razan
Пользователь: #4025
Зарегистрирован: 2009-07-31
Сообщений: 50
Откуда: ХМАО-ЮГРА
Медали : 1
более 5 лет на форуме (1)


Пункты репутации: 5
нет репутации
в наших краях больше Лесной человек - Вонг-лунг (черт или снежный человек) в легендах и сказаниях Фото выставил выше)))
На Девичьей горе жил (сейчас не знаю живет или нет) лесной человек, черт. Он еще девку взамуж брал. Лесной человек - Вонг-лунг. Взял он одну девушку честную, добросовестную из Колтогорска. Люди искали, искали. Едут мимо горы, смотрят - она сидит на горе и что-то делает. Потом мох открылся и оттуда закричали, что мальчик плачет. Она сразу поднялась и ушла. Это была ее свекровка. Сначала, когда женится, со свекровкой не разговаривает, пока ребенка не будет. Рассказывают, что там заблуждали люди. Это она их водит. Его сроду люди не увидят, хоть он ходит на охоту. Он сам себя переделывает в семьдесят семь шкур, может в зверя, может в птицу, хоть в кого
кому интересно http://www.ruthenia.ru/folklore/novik/index.htm


          Вернуться наверх  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт 23 мар, 2012 12:32
  

Старожил
Пользователь: #2614
Зарегистрирован: 2008-12-03
Сообщений: 8253
Медали : 3
более 7 лет на форуме (1) Репутация 500 (1) Золото (1)


Пункты репутации: 502
ранг 100ранг 100ранг 100ранг 100ранг 100ранг 100
Razan, На фото самая обычная фальшивка - ёлка какой-то убогой формы.

_________________
Шорох женьшеня


          Вернуться наверх  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт 23 мар, 2012 12:33
  

LANDER
Пользователь: #4675
Зарегистрирован: 2007-07-09
Сообщений: 4375
Медали : 3
более 7 лет на форуме (1) Репутация 300 (1) Золото (1)


Пункты репутации: 311
ранг 100ранг 100ранг 100ранг 100
s1256 {писал(а)}:
Razan, На фото самая обычная фальшивка - ёлка какой-то убогой формы.

Не,это лось за яблоком тянется. :D

_________________
!!!???!!!


          Вернуться наверх  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт 23 мар, 2012 12:45
  

Razan
Пользователь: #4025
Зарегистрирован: 2009-07-31
Сообщений: 50
Откуда: ХМАО-ЮГРА
Медали : 1
более 5 лет на форуме (1)


Пункты репутации: 5
нет репутации
кому интересно прочитайте взгляд в спину
http://alamas.ru/rus/publicat/Vzglad.pdf


          Вернуться наверх  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт 23 мар, 2012 19:24
  

КЕБ
Пользователь: #841
Зарегистрирован: 2008-01-07
Сообщений: 2505
Откуда: Сибирь
Медали : 3
более 7 лет на форуме (1) Репутация 100 (1) Серебро (1)


Пункты репутации: 292
ранг 100ранг 100ранг 100
Sibiriak, только сейчас увидел тему. С удовольствием прочитал. Спасибо!

_________________
тоже иногда копаю...https://www.youtube.com/channel/UC7RIbJ ... Zs3QnC5cNg


          Вернуться наверх  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт 23 мар, 2012 19:41
  

Razan
Пользователь: #4025
Зарегистрирован: 2009-07-31
Сообщений: 50
Откуда: ХМАО-ЮГРА
Медали : 1
более 5 лет на форуме (1)


Пункты репутации: 5
нет репутации
на фото чайничек попадался такой с низу должен быть польский орел
нарисован


          Вернуться наверх  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт 23 мар, 2012 19:58
  

Razan
Пользователь: #4025
Зарегистрирован: 2009-07-31
Сообщений: 50
Откуда: ХМАО-ЮГРА
Медали : 1
более 5 лет на форуме (1)


Пункты репутации: 5
нет репутации
В общем вопрос меня сильно когда-то занимал, но информация действительно скудная и каких-то материальных свидетельств видеть не доводилось. В общем-то на Ямал (самодийские племена) попали только в первом тысячелетии н. э., т.к. были вытеснены тюрками из пределов Саянского нагорья к северу.

до них тоже народ проживал на ямале если археологи не врут)))

Эпоха энеолита – бронзы (раннего металла).

К эпохе энеолита-бронзы на территории округа относится довольно значительное количество поселенческих памятников (более 60), причем их число постоянно возрастает. Но, поскольку все они до недавнего времени были известны только по разведочным сборам, выделение отдельных культур и культурных типов вызывало появление различных точек зрения.

В свое время Л.П.Лашук и Л.П. Хлобыстин выделили памятники с керамикой энеолитического йоркутинского типа на основании разведочных сборов с р. Йоркута-яха, около пос. Яр-Сале и на р. Оби, ниже г. Салехарда. Предварительно этот тип памятников датируется началом II тыс. до н.э. Материал представлен керамикой в виде сосудов так называемой митровидной формы, орнаментированной горизонтальными и вертикальными рядами «шагающих» гребенчатых и гладких отпечатков, птичкообразными и арочными оттисками, перемежающимися поясками круглых и овальных вдавлений, а также каменными шлифованными наконечниками стрел листовидной формы (Лашук, Хлобыстин, 1986).

Около середины II тыс. до н.э. по мнению этих же авторов в Заполярье по обе стороны от Уральского хребта сформировалась ортинская культура, относящаяся уже к эпохе бронзы. К ее западносибирскому варианту, названному ими пернашорским, они отнесли ряд памятников, обнаруженных в низовьях р. Оби и на Южном Ямале (Лашук, Хлобыстин, 1986). Однако, В.С.Стоколос относит эти памятники к чужъяельской энеолитической культуре, во всяком случае, отмечает их родственность (Стоколос, 2000, с. 13). Приблизительно этим же временем датировали выделенную ими сартыньинскую культуру В.Н.Чернецов и В.И.Мошинская, керамика которой отличалась своеобразным геометрическим орнаментом, разнообразными формами сосудов – плоскодонные горшки, миски, ладьевидные сосуды. Исследовавший впоследствии эту культуру Е.А.Васильев считал ее носителей таежными жителями, которые в XIV – XIII вв. до н.э. продвинулись в низовья р. Оби.


          Вернуться наверх  
 
 
Начать новую тему Ответить на тему


minimize

Быстрый ответ

Быстрый ответ
Заголовок:
Сообщение:
 
 




Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15


Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения


top.mail.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100